Тема лекции: «Семья и её функции. 

Семья как институт первичной социализации ребёнка».

 

        Интерес к проблеме социализации, в частности в семье, не угасает на протяжении многих лет в силу высокой значимости социализации ребенка для его дальнейшей жизни в обществе.

        Важность семьи как первичного института социализации признается на государственном уровне. Именно социологические исследования семьи служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики. В позитивном развитии семьи, ее сохранении, заинтересованно общество, государство в прочной надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста. Социализирующая функция семьи является определяющей в становлении человеческой личности.

          Что же такое «социализация»?  Это процесс  усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.). Можно сказать, что социализация – это, с одной стороны, процесс стихийного воздействия социальных условий на индивида, а с другой – результат целенаправленного воспитания, осуществляемого социальными институтами по определенным программам.

          Одним из основных институтов социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Роль семьи в формировании личности ребенка сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала».  Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.

Семья как институт социализации является одним из древних, включающий в себя:

1. совокупность семейных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь);

2. общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическое развитие, семейные правила и обязательства);

3. переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка,  тещи, свекрови, братьев и  т. п.).

Современная семья выполняет многочисленные функции, которые способствуют социализации ребенка. Основные, из которых отражены в иерархической структуре, которая отражает основные функции семьи: 

1. рождение и воспитание детей;

2. сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

3. удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

4. создание условий для развития личности всех членов семьи;

5. удовлетворение сексуально-этических потребностей;

6. удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

7. организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

8. удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении коммуникативных связей с ними;

9. удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми;

10. организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

11. рекреативная функция- охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

           Социализация человека в семье осуществляется главным образом благодаря действию традиционного механизма, неосознаваемого некритического восприятия норм и ценностей, господствующих в семье, и самореализации в ней в тех пределах и формах, которые обусловлены ее культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой.

Нормирование ребенка в семье происходит не только в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитания), но и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Социальный опыт формирующейся личности обогащается и при общении с прародителями( бабушками , дедушками), и при конфликтах с младшей сестрой, и в результате подражания старшему брату. При этом не все из перенятого и «впитанного» опыта ребенка может соответствовать представлениям его родителей о желаемом поведении, как и не все модели поведения, взятые соб­ственно от матери и отца, соответствуют их призывам и требованиям к ребенку (сформулированным целям). Ребенок впиты­вает и неосознаваемые родителями формы их поведения, отношения к другим и к себе.

Способы влияния семьи на социализацию личности можно предста­вить таким образом:

1) состав семьи, или, точнее, структура семьи как единство функ­ционирования ее членов;

2) позиция ребенка в семье — включает в себя его роли в семье.

3) основные (реальные) воспитатели-социализаторы.

4) стиль воспитания в семье.

5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи:

·                     нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей;

·                     волевых (наличие-отсутствие лидерских качеств, муже­ственности, способности постоять за себя и за детей);

·                     эмоциональных  (теплота—холодность в отношениях между людьми),

·                     интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших);

·                     культурных (образование, особенности культуры, в том чис­ле этнические особенности);

·                     познавательных и творческих особенностей.

Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразли­чие или осуждение сказываются на социальных притязаниях че­ловека, помогают или мешают ему искать выходы в сложных жиз­ненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятель­ствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Цен­ности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она спо­собна стать средой самоизменения и ареной самореализации ее членов.

Итак, в любой семье человек проходит стихийную и целенаправленную социализа­цию, характер и результат которой определяются ее объективны­ми характеристиками: составом, уровнем образования, соци­альным статусом, материальными и прочими условиями, ценно­стными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

О соотношении социализации в семье и семейного воспитания из­вестный русский педагог, писатель А. Н. Острогорский подметил: «Ро­дители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, ка­кая складывается намеренно или ненамеренно».  Семья может жить дружно, относиться дружелюбно к чужим людям, — но может и ссо­риться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.

Индивидуальность ребенка и семью объединяет взаимный интерес, родственная привязанность, зависимость друг от друга, однако в реальности их отношения могут носить противоречивый характер. Поэтому в процессе социализации ребенка семья должка исходить из разумного сочетания трех важных принципов:

1.                ребенок — индивидуальность, имеющая свои потребности физиологические и социальные, которые для достижения успешной социализации необходимо удовлетворять;

2.                другие члены семьи также имеют свои потребности, реализация которых позволяет каждому ее члену воспринимать себя как индивидуальность, причем осуществление этих потребностей связывается с удовлетворенностью собственной жизнью;

3.                семья как целостная система также имеет потребности, удовлетворение которых укрепляет семейный коллектив, создает условия для его успешного функционирования как единого организма.

Разумная балансировка потребностей каждой из указанных сторон требуется от родителей не только в целях сохранения внутрисемейных связей и ролей, но и для правильного освоения ребенком нормативов совместной жизни, для достижения его всесторонней социализации.

Для того чтобы дети достигли всесторонней социализации, и могли полностью развить и проявить свои спо­собности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении. Это становится особенно очевидным, если сравнить достижения детей, воспитывавшихся в нормальной семейной обстановке, с детьми, вросшими в сиротских приютах. «Условия развития каждого ребенка можно разместить на непрерывной шкале, начиная от наиболее оптимальных и заканчивая крайне неблагоприятными (такими, которые существуют, например, в сиротских приютах)».  Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребенок, тем больше отклоняется от нормы его развитие.

«Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых смертных грехов. Выра­стая и становясь на ноги, сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них»  И. С. Кон указывает, что значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации трудно преувеличить.

            Вывод. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что семья - важнейший фактор социализации для ребенка. Именно семья есть первичный институт социализации ребенка, она есть первая ступень социализации, условие и источник его развития. Из институтов социализации, рассматриваемых по отдельности, именно семья была и остается самым важным и влиятельным. Семья для ребенка — это место рождения и основная среда оби­тания. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоцио­нальное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказываются атмосфера и от­ношения в семье. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятель­ствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в се­мье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, так как «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии заменить ребенку семью.