Поощрение и наказание детей в семье

Что такое воспитание? Воспитание —это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Каким мы хотим видеть нашего ребенка в будущем?

Иногда в жизни возникают ситуации, когда несмотря на все наши благие намерения мало того, что ребенок не повышает свой уровень развития, но и мы опускаемся в яму. Поведение ребенка не всегда такое, как бы нам хотелось. Как можно регулировать поведение ребенка?

Методом кнута и пряника - использованием поощрений и наказаний. Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Психологический смысл наказания – чтобы ребенок понял, осознал свою вину, раскаялся, исправился и больше так не поступал. Кроме того, наказание и следующее за ним прощение провинившегося ребенка способствуют снятию напряжения, возникшего во время проступка.

Психологический смысл поощрения – чтобы ребенок закрепил хорошее поведение и в дальнейшем поступал так же правильно и хорошо. Также поощрение доставляет ребенку чувство радости от достигнутого успеха.

Все многообразие методов наказания и поощрения можно условно разделить на 4 группы:

·                   Физические – объятия, поглаживания, поцелуи, пожимание руки;

·                   Словесные – одобрение, похвала, предвосхищающая оценка, эмоциональная поддержка;

·                   Процессуальные – совместные игры, деятельность, чтение, прогулки, разговоры, ритуала, посещение гостей;

·                   Вещественные – сюрпризы, сладости, игрушки.

Насколько педагогически оправданны эти методы? Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом безосновательном повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят.

К методам наказаний можно отнести:

·                   Физические – битье, шлепки обзывательства – приводит к страху, лжи, замкнутости;

·                   Словесные – крик, нотации, угрозы, насмешки, – приводит к эмоциональному стрессу;

·                   Изоляционные – угол, молчание (бойкот, стул, одиночество – необходимо обязательное учитывать возраст и психологические особенности ребенка;

·                   Ограничивающие– сладостей, просмотра телевизионных передач, отказ от совместной деятельности, ритуалов, гостей – являются наиболее эффективными способами наказания.

«Бить или не бить?» Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучаю правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность.

Наказание естественными последствиями основывается на ограничении поведения ребенка. Родители отказывают ребенку в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя наказание, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками, родительской любви.

Используя в воспитании наказания и поощрения, нужно помнить, что главным методом является –убеждение, разъяснение, предшествующее поступку.

Причем убеждение, как форма воздействия, имеет гендерные особенности.

Мальчикам более важно указать на то, что оценивается в их поведении или деятельности, что вызывает недовольство или, наоборот, положительную оценку. При одобрении мальчиков необходимо делать упор на мужские качества характера, поведения.

Хвалить девочек необходимо особым образом, подбирая более сильный эмоциональный компонент (красавица, умница, ласковая). Сильно эмоционально окрашенная отрицательная оценка может вызвать у девочки эмоциональный срыв.

Только при тщательном анализе сложившейся ситуации, выяснении мотивов совершенных поступков и прекрасном знании особенностей своих детей можно выбрать верные методы поощрения и наказания.